Владимир Николаевич Перегудов и первая Советская атомная подводная лодка

Владимир Николаевич Перегудов (1902-1967) - советский учeный, инженер-конструктор, кораблестроитель, начальник и главный конструктор Специального конструкторского бюро Ж143 (СКБ-143), Главный конструктор дизельной подводной лодки проекта 613, первой отечественной атомной подводной лодки типа "Кит" (проект 627), Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР и Ленинской премии, участник Гражданской и Велико Отечественной войн, капитан 1-го ранга.

Родился 28 июня 1902 года в г. Балаково. В 1918 году, окончив среднюю школу, Владимир Перегудов стал комсомольцем. В годы Гражданской войны Владимир Николаевич состоял в комсомольском отряде, и по призыву комсомола он 3 июня 1921 года стал добровольцем Рабоче-крестьянского Красного Флота. А закончив курсы Балтийского флота, в 1924 году Перегудов участвовал в походе крейсера "Аврора". Так началась "морская" карьера будущего конструктора.

В 1930 году Перегудов окончил академию, защитил дипломный проект "Эскадренная подводная лодка" и был назначен инженером секции подводного плавания в Научно-техническом комитете.
После успешного проекта 613 по созданию дизельной подводной лодки, был переведен в ЦНИИ-45 (ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова), где начал работу над созданием первого советского атомохода.

В 1952 году в Москве сформировали две особые группы специалистов: одну - для выполнения проекта атомной подводной лодки, другую для разработки ее энергетической установки. Руководство первой группой поручили Владимиру Николаевичу Перегудову, работавшему в тот период заместителем директора ЦНИИ-45 судостроительной промышленности по научной работе.
Проект атомной подводной лодки получил номер "627".

Дело усложнялось обстановкой крайне высокой секретности. В этой ситуации проектанты атомной энергетической установки не имели представления, какую энергетическую установку можно предложить для подводной лодки, а проектанты атомной подводной лодки, не имея данных по установке и условиям ее эксплуатации на корабле, не могли проектировать сам корабль. Не смотря на это, работа была выполнена.

Строительство атомной подводной лодки проекта 627 началось 24 сентября 1955 годана судостроительном заводе Ж402 в г. Молотовске, ныне Северодвинске. Полная секретность постройки соблюдалась с самого начала. Уже готовые конструкции закрывались брезентом, укладывались в ящики и передавались на склад для последующей подачи в цех на окраине завода. На заводе никто не имел понятия, что именно создается в этом цехе. Этот цех был обнесен забором, и никому не дано было в него пройти без специального допуска.

Офицеров, назначенных на "К-3" (такое название получила первая атомная подводная лодка), стали вызывать в Москву во второй половине 1954 года. Дальнейшую подготовку курсанты проходили в Обнинске. Слово атом никто не имел права произносить. Но несмотря на это, попасть в Обнинск стало мечтой. На вопросы посторонних курсант мог отвечать что угодно только не то что он подводник. Слово реактор произносить запрещалось всегда. В июне 1955 года, был назначен командир подводного атомохода капитан 2 ранга Леонид Гаврилович Осипенко.

3 июля 1958 г. было принято решение о начале ходовых испытаний. На следующий день рано утром "К-3" на буксирах отошла от пирса. В этот же день, академик А.П. Александров, сделал запись в вахтенном журнале: "Впервые в стране на турбину без угля и мазута подан пар".
За создание "К-3" главный конструктор В.Н. Перегудов был удостоен звания Герой Социалистического Труда.

В честь основоположника отечественного атомного подводного флота в 1998 году приказом Главкома ВМФ судну контроля физических полей было присвоено имя "Владимир Перегудов". Именно "Владимир Перегудов" обслуживал трагически погибшую атомную подводную лодку "Курск" перед еe последним выходом в море для выполнения учебно-боевой задачи.

При участии Перегудова В.Н. по его проектам построено несколько поколений подводных кораблей.
По его проектам было построено 13 подводных лодок этого типа, которые были надежной защитой наших морских рубежей.