Гостиница Астория

История постройки этого примечательного здания восходит к 1911 году, когда известный саратовский предприниматель, торговец недвижимостью, купец 1-й гильдии Д.В.Тихомиров откупил у городской управы бывшее дворовое место князя Н.Е.Куткина на Немецкой улице (сейчас это улица Кирова), в самой центральной части Саратова, на местном "Невском проспекте" - так называли дореволюционные справочники эту лучшую - чистую, мощеную и нарядную - городскую магистраль в три квартала, по которой с 1908 года уже курсировал трамвай.
После оформления нужных бумаг и получения солидного кредита Д.В.Тихомиров начал здесь строительство крупной гостиницы, которую предполагалось обустроить на современном для того времени уровне - ресторан, электрическое освещение, душевые и ванные комнаты, подъемные электрические машины. Строительство было начато весной 1914 г. и ход его во многом осложнился начавшейся вскоре 1-й мировой войной.
Проект гостиницы, названной "Асторией", был подготовлен 40-летним архитектором Семеном Акимовичем Каллистратовым, работавшим в Саратове недавно, но уже прекрасно себя зарекомендовавшим подготовкой плана перестройки местной консерватории, получившего по его реализации безусловное одобрение и городских властей и городской общественности.
Архитектор С.А.Каллистратов /1874 - 1966 г. г./ получал специальное образование в Швейцарии и в творчестве своем, как правило, обнаруживал тяготение к западным образцам архитектуры. Это определенно просматривается и в исполненном проекте гостиницы "Астории". Ритмы пилястров, разделяющих узкие прямоугольные окна, массивные пилоны, вытянутые во всю высоту здания, на которых стоят скульптуры средневековых рыцарей в полном облачении, открытая галерея четвертого этажа и особенно непривычная для нынешних сооружений мансарда - встроенные амбразуры окон под крышей с двускатными навесами из кровельного железа - все эти элементы были характерны для домостроительной практики больше европейских городов, а в России использовались разве лишь в Москве и в Петербурге. Оттого-то и вид у "Астории" получился весьма представительный, можно сказать - столичный. Все скульптурные изображения на гостинице были выполнены по эскизам молодого 26-летнего саратовского скульптора Павла Федоровича Дундука.
К осени 1917 года строительство гостиницы было завершено, и начало ее бытия практически совпало с началом новой эры в России и в Саратове. Владелец гостиницы вскоре был репрессирован как "буржуй", а детище его, хоть и начало функционировать, принимая в свои номера приезжих людей, на первых порах служила новой власти в качестве места размещения разных революционных структур - штабов, отделов, секций. В дальнейшем здание стало центральной и лучшей городской гостиницей, где останавливались высокие и почетные гости Саратова. В январе 1927 года например в одном из номеров на 2-м этаже в течение 6 дней проживал В.В.Маяковский. Нижний этаж гостиницы всегда занимали магазины и кафе.
Легенда гласит, что скульптуры упомянутых рыцарей на пилонах символизируют стражников, охраняющих покой отдыхающих постояльцев, а замершие в стартовой позе юноши рядом с рыцарями обозначают гонцов готовых ринуться навстречу усталым гостям, что спешат с тяжелым багажом под крышу "Астории" - дабы встретить их и помочь сделать последние трудные шаги.
Название свое гостиница поменяла в 1956 г., став "Волгой".