Арка-Звонница

Арка посвящена утраченному женскому Крестовоздвиженскому монастырю

который находился на месте гостиницы "Словакия". Это был один из первых монастырей, основанных в городе, когда еще Саратов располагался на противоположном берегу Волги. Первое документальное упоминание о монастыре относится к 1661г. Помимо возраста монастырь отличался замечательными храмами, находившимися на его территории. Это Крестовоздвиженская церковь, большой Никольский храм, и часовня Праскевы Пятницы с источником целебной воды. При монастыре была открыта школа для девочек "разного сословия", что для того времени являлось значимым событием. Школой заведовала инокиня Сусанна, в миру Анна Александровна Рылеева, племянница известного поэта, общественника, декабриста Кондратия Фeдоровича Рылеева. Последней настоятельницей монастыря была дворянка Антонина Станиславовна Заборская, принявшая иноческий постриг с именем Антония. Она заботилась об обители до самой своей трагической гибели на допросе в 1930г. Причислена к лику Святых как преподобномученица Антония (Заборская).

Два храма были разрушены в 30-х годах ХХ-го века, другие же постройки продолжали служить людям, так, в одном из зданий находился детский приют "Красный городок", куда собирали беспризорных детей не только из Саратова, но и со всей России, многие из воспитанников стали героями войны и труда СССР.
На территории Крестовоздвиженского монастыря находилось кладбище, где хоронили не только монашек, но и людей, принесших особую славу Саратову. К примеру, там был похоронен саратовский комендант, герой турецкой, прусской и шведской кампаний Иван Константинович Бошняк, организовавший оборону города от войск Пугачева - "храбрый Бошняк", по выражению Александра Сергеевича Пушкина. Когда Саратов был уже занят пугачевцами, он сумел спасти знамена, казну, канцелярию и часть войск, оставшихся верными императрице.
В 70-х годах ХХ-го столетия началось строительство гостиничного комплекса "Словакия", который окончательно и безвозвратно изменил облик этого места. От монастыря сохранилась арка въездных ворот на ул. Лермонотова, где сейчас установлена икона свт. Николая Мирликийского (в память об утраченном Никольском храме), а также в 2006-м году в помещении бывшей монастырской часовни была освящена церковь с престолом во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Начались богослужения. Храм находится при Саратовском женском духовном училище, которое готовит, в том числе, сестер милосердия.

Величественные пропорции, вид через арку на здание бывшей монастырской часовни, ныне Крестовоздвиженскую церковь, да и само почти церковное внутреннее пространство, заставляет невольно поднимать взгляд вверх, к своду. Даже запущенный вид и протянутые внутри провода не умаляли впечатления от внутриарочного пространства. Попадая внутрь чувствовалось, как меняется акустика. Появляется характерное для сакральных мест эхо. Архитектор, проектируя такую арку в жилом доме, явно старался отдать дань месту. В других домах на набережной подобных пропорций арки не удостоились, хотя архитектура - того же периода и стиля.

Размышляя на тему инсталляции, которая стала бы квинтэссенцией смыслов, здесь заложенных, хотелось не нарушить сложившуюся архитектуру и замысел здания. Поэтому это должно было быть что-то очень выразительное, впечатляющее, говорящее простым и понятным языком. Так была найдена тема усиления одной из характеристик места - акустических свойств. Акустика не вмешивается в архитектуру, но дополняет ее, являясь очень выразительным языком. Тема колокольчиков пришла от направленности инсталляции - посвящение утраченному монастырю. Это не прямая ассоциация, а многослойный скрытый текст из метафор форм, смыслов, состояний. Проходя через звук звенящих колокольчиков, посетитель подвергается воздействию звуковых волн, и как бы преобразуется и переносится в некое состояние, позволяющее ощутить переход в историю места, буквально всем своим существом. Он попадает в "Портал истории". Белый цвет арки и золотистость вверху настраивают на размышление о пространстве храма, который здесь когда-то располагался.

50 валдайских колокольчиков золотистого цвета, подвешиваются внутри арки (к своду) на вертикальных золотистых стержнях, создавая подобие ажурной скульптуры, парящей над проходящими и проезжающими сквозь арку. При восприятии через арку золотистый цвет колокольчиков рифмуется с золотой главкой и крестом на храме. Изначально колокольчики задумывались, как звенящие от ветра, но, так как арка находится в жилом доме, то звон устроен контролируемым при помощи системы "Электронный звонарь", разработанной "Международным центром колокольного искусства".
На открытии "Арки-Звонницы" продолжением концепции стал видеомэппинг на портальную часть арки. Сценарий составлен по мотивам трагической истории Крестовоздвиженского монастыря. Анимировано и озвучено пять мини-сцен от появления, до разрушения храма. Кульминацией действия являлся живой звон колокольчиков и подсветка возрожденной Крестовоздвиженской церкви, и самой арки - "Звонницы".
На данный момент арка- "Звонница" работает в штатном режиме. Каждый час отбиваются куранты, а в полдень и в 9 вечера удлиненный звон. Арка звучит с 9-ти утра до 9-ти вечера. В остальное время колокольчики молчат. Вечером два софита освещают арку и создают причудливые тени на своде.
На углу главного фасада установлена памятная доска с изображением и краткой историей монастыря (дизайн Алексея Кашанина). Вечером она тоже подсвечивается. Саратовцы уже начали интересоваться инсталляцией и специально приходят послушать звон "валдайского хора". Проходя через арку, они невольно поднимают взгляд вверх, к поблескивающим колокольчикам.

Текст на памятном знаке:
ЗВОННИЦА СОЗДАНА В 2016 ГОДУ В ПАМЯТЬ О
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
(ОСНОВАН В XVII ВЕКЕ). БЛАГОЛЕПИЕ СЛУЖБ, СТРОГАЯ ЖИЗНЬ И ТРУДОЛЮБИЕ МОНАХИНЬ ВЫЗЫВАЛИ УВАЖЕНИЕ ГОРОЖАН.
ЗДЕСЬ БЫЛИ ПОХОРОНЕНЫ СЕСТРЫ ОБИТЕЛИ И КОМЕНДАНТЫ ГОРОДА В.П. БЕКЛЕМИШЕВ (1744), И.К. БОШНЯК (1791).
В 1840 ГОДУ ОТКРЫТА ПЕРВАЯ В САРАТОВЕ ШКОЛА ДЛЯ ДЕВОЧЕК. В 1919 ГОДУ МОНАСТЫРЬ БЫЛ ЗАКРЫТ.
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ В ЗДАНИЯХ МОНАСТЫРЯ РАЗМЕСТИЛСЯ ДЕТСКИЙ ДОМ "КРАСНЫЙ ГОРОДОК".
ХРАМЫ - КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ (1740) И НИКОЛЬСКИЙ (1903) - РАЗРУШЕНЫ.
СОХРАНИЛИСЬ ЧАСОВНЯ И АРКА ВЪЕЗДНЫХ ВОРОТ.

В проекте участвовали:
Команда проекта "ПОРТАЛЫ ИСТОРИИ"
Генеральный спонсор: Федор Смолов
Куратор проекта: Станислав Гридасов
Архитектор: Николай Новичков
Дизайн: Алексей Кашанин