Музей имени А.Н. Радищева

Саратовский государственный художественный музей имени Радищева - первый общедоступный художественный музей России

который открылся 29 июня 1885 года. Музей занимает заметное место на культурной карте России. Его коллекция насчитывает свыше 35 тысяч экспонатов. Это - живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Здесь хранятся произведения крупнейших мастеров зарубежного и отечественного искусства, таких как, Алексей Боголюбов, Илья Репин, Василий Поленов, Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Казимир Малевич, Джорджо Вазари, Камиль Коро, Шарль Добиньи, Адольф Монтичелли.

Несмотря на свой "почтенный" возраст, музей является связующим звеном между искусством прошлого и будущего, он всегда открыт навстречу новым исканиям.

Музей был создан стараниями внука Радищева, художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова, который передал в дар нашему городу свою коллекцию произведений искусства.

В молодости он был морским офицером, повидал много стран, морей, кораблей. Во время путешествий все время рисовал и вскоре понял, что он хочет быть художником.
И вскоре его мечта осуществилась. Боголюбов известен как автор больших полотен о сражениях русского флота. Сам он больше всего любил писать пейзажи, любовался морем, его изменчивым характером. Ему была интересна природа разных стран: Италии и Франции, России и Германии. А теперь и мы любуемся красотой этих пейзажей и мастерством автора. Великий русский живописец Илья Репин написал портрет Боголюбова, в котором изобразил его как творческого человека, уверенного в своих силах, достигшего признания.

Свое замечательное собрание живописи, скульптуры, графики, книг, икон Боголюбов решил подарить нашему городу, поскольку именно эту землю он считал своей родиной, здесь жили его предки в родовом имении в селе Верхнее Аблязово.

По материнской линии Боголюбов происходил из рода Радищевых и приходился внуком известному русскому просветителю и философу Александру Николаевичу Радищеву, автору книги "Путешествие из Петербурга в Москву". Поэтому музей в Саратове, основанный Боголюбовым, получил имя его знаменитого деда и стал именоваться - Радищевский музей.

Те, кто побывал в залах музея, обязательно запомнят большой парадный портрет императрицы Екатерины II.

Государыня изображена на фоне большого дворцового зала, в коронационном платье, со всеми атрибутами власти. Из красновато-бархатного полумрака ее фигура выхватывается теплым светом, который искрится на бриллиантах, мягко скользит по матовой коже щеки, и сверкает на серебристой парче и атласе. Эффектная постановка модели, взвивающийся занавес и колонна, которая символизирует твердость и постоянство изображенного, были необходимыми элементами парадного портрета.

Портрет шестилетней дочери Нади написан Ильeй Репиным в 1881 году по просьбе крeстного отца девочки Алексея Петровича Боголюбова.

Об этом портрете можно много говорить, но лучше всего он говорит за себя сам.
Недаром он относился к любимым произведениям Алексея Петровича и всегда находился в его доме. В 1897 году, по завещанию художника, в числе самых дорогих ему полотен, он был передан в Радищевский музей в Саратове. По сей день портрет считается "визитной карточкой" музея, а специалисты считают одним из лучших репинских портретов.

Знаменитого художника из Саратова Виктора Борисова-Мусатова называли художником мечты и цветных грeз.

Его полотна необыкновенно поэтичны и всегда немного грустны. В названии его картины "Осенний мотив" неслучайно использован музыкальный термин. Медленно и плавно круглятся линии, увядающий сад за стенами беседки как будто "аккомпанирует" настроению героев. Звучит мелодия последнего прощания, немого диалога двух сердец, который длится вечно и не кончится никогда...

Поиски своего идеального мира привели другого саратовского живописца Павла Кузнецова к созданию картины "В степи. Мираж".

Автор нашел его в природе бескрайних заволжских степей, простой и естественной жизни кочевников. В этом мире в гармоничном единстве пребывают люди, животные, вещи, природа. Всe наполнено торжественностью и значительностью. Сама земная поверхность излучает особый космический свет...

Ещe один наш великий земляк - художник Кузьма Петров-Водкин - обратился в своих исканиях к традициям древнерусской иконописи.

В облике его героинь подчeркнуты сдержанность и спокойное величие. Их позы, жесты ритмичны и выразительны. В цветовом решении картины присутствую три великих цвета русской иконы: красный, синий и жeлтый.
Образный мир художника сформировался благодаря ярким детским впечатлениям, которые он получил в родном городе Хвалынске.

В начале XXI века в состав Радищевского музея входят два здания, а кроме того - мемориальные музеи в Саратове и Хвалынске, посвящeнные жизни и творчеству наших выдающихся художников-земляков, имена которых мы назвали. Филиалы музея находятся также в городах Энгельсе и Балаково.

На фото гимназический корпус музея

На фото дом-музей П.В. Кузнецова

На фото музей-усадьба В.Э. Борисова

На фото художественно-мемориальный музей в Хвалынске

На фото картинная галерея в городе Энгельсе

На фото художественная галерея в городе Балаково