Пять собак

Почему консерваторию стерегут горгульи

Башенки, острые шпили, узкие стрельчатые окна - саратовская консерватория чем-то напоминает сейчас готический замок, а фантазия с готовностью дорисовывает картину: вот-вот покажется на балконе прекрасная дама, а ко входу подъедет отважный рыцарь в доспехах... Изысканной обителью муз на перекрестке Радищева и проспекта Кирова любуются и саратовцы, и приезжие туристы, но, поднимая взляд чуть выше входа в здание, искренне недоумевают: что же делают на храме искусства эти пять жутковатых скульптур?

Консерватория была построена совсем не такой, какой мы ее сейчас видим. В 1902 году новое здание, в ту пору еще не консерватории, а музыкального училища, вызывало у саратовцев жуткое раздражение. В газетах, а может, и между собой, горожане называли его не иначе как "элеватором".

Были и другие нелестные наименования: "фабрика", к примеру, а еще "казарма". Прямоугольное здание из красного кирпича выглядело мрачным и тяжеловесным - ну никак не сочетался внешний вид с внутренним наполнением! Автором этого проекта был столичный архитектор Адольф Ягн - он, как поговаривают, уехал восвояси чуть ли не сразу же после сдачи новостройки. Может, из-за неотложных дел, а может... в общем, львиную долю "комплиментов" он уже не услышал. В отличие от городских чиновников.

И тогда появилась идея пригласить архитектора Семена Каллистратова - чтобы он, не перестраивая само здание, придал ему вид благородный. - продолжает Александр Константинович. - Ну и поскольку на улице Немецкой, нынешнем проспекте, как раз немцы в основном и жили, Каллистратов решил это сделать вот в таком псевдоготическом стиле.

Хоть и не столичный житель, а саратовский, Семен Каллистратов был далеко не так прост: инженерным премудростям он обучался в Швейцарии в Лозаннском университете, а в своем мастерстве успел изрядно попрактиковаться в Новороссийске. Так что проба сил в Саратове неслучайно оказалась удачной.

Так вот, архитектор Каллистратов быстренько составил план реконструкции, подсчитал смету, и в 1910 году представил ее на обсуждение городской думы. Сумма прописью вызвала такую негативную реакцию у наших городских думских сидельцев, что они сказали: за такие деньги облагораживать консерваторию не станут ни за что и никогда, - рассказывает Александр Филиппов. - Архитектор Каллистратов был человеком достаточно резким. Он свернул все свои чертежи и сказал: "Ну и как хотите". И направился к выходу. Его остановили. И сказали: "Ну подождите - ну давайте обсуждать! Может быть, мы от чего-нибудь откажемся: от шпилей, от наличников, сделаем чуть-чуть подешевле..."

Вот эти переговоры, полагают краеведы, проходили не так просто и велись достаточно долго. Однако же деньги в итоге нашлись. А в 1912 году комиссия от городской думы явилась принимать здание консерватории уже в новом виде.

Когда комиссия подошла вот сюда, к фронтону, и увидела пять этих воющих собак, то архитектора, естественно, спросили, что это за конструкция. И Каллистратов ответил: "А вот это те пять чиновников!" - улыбнулся историк. - Имеется в виду, которые денег не давали. Анекдот это или нет, но в краеведческой литературе эта история встречается постоянно.

Именно такой, в исполнении Семена Каллистратова, мы и видим сегодня Саратовскую государственную консерваторию имени Леонида Собинова. Хотя стоит отметить, что одной перестройкой история здания не ограничилась: во время Великой Отечественной войны его лишили остроконечных шпилей, чтобы те не стали ориентиром для немецких летчиков. А вернули их обратно на место только в начале 80-х.